День народного единства за несколько лет успел стать привычным и в чём-то даже традиционным праздником для всех россиян. Традицией нашего Клуба стала организация на четвёртое ноября новых увлекательных поездок по России. В 2011 году на ноябрьские праздники мы поехали по новому маршруту «Три восточные столицы», который объединил в одном путешествии Чебоксары, Йошкар-Олу и Казань. Второй день поездки мы провели в Йошкар-Оле – столице республики Марий Эл. О том, что интересного мы там увидели, читайте в этом отчёте!
Йошкар-Ола для столичного обывателя, который ни разу не был в Марий Эл, представляется скучным, заурядным, ничем не примечательным городом с панельными домами, среди которых затерялись пара-тройка памятников советского периода. Поэтому, когда мы предложили поездку в совершенно нетуристическую, провинциальную, никому не известную Йошкар-Олу, нас недоумённо спрашивали: «А что там, собственно, делать?» – Ответ на поставленный вопрос мы даём в этом отчёте, и начинаем с тех самых панельных домов. На фото так называемый «Кривой дом» – йошкар-олинцы также знают его как дом с двухэтажными квартирами: на пятом и шестом этажах жильцы проживают в четырёх- и пятикомнатных апартаментах, и из спальни в кухню спускаются по лесенке.
Переходим к обещанным советским памятникам: перед нами бюст Наты Бабушкиной, одной из первых советских парашютисток. Она погибла во время выполнения показательных прыжков в июне тридцать шестого, когда Советский Союз отмечал образование Марийской республики.
За памятником – здание Марийского госудаственного технического университета. Это один из последних объектов в городе, который успели построить в традициях сталинского стиля – уже накануне хрущёвского XX съезда КПСС, поставившего крест на парадной архитектуре города.
Практически единственная категория зданий, которые и при Хрущёве продолжали строиться «с архитектурными излишествами» – это театры. В Марий Эл наиболее известен Марийский национальный театр драмы имени Шкетана – его фасад выходит на площадь Ленина, долгие годы бывшей главной площадью Йошкар-Олы. Она даже так и называлась – Центральная площадь. Интересно, что в списке сотрудников драмтеатра Шкетана числится Николай Басков – как солист-вокалист театра с окладом по шестнадцатому разряду.
Площадью Ленина Центральная стала в 1966 году, когда на шестиметровый гранитный постамент водрузили бронзового Ильича. Вместе с ним нас в этом утреннем кадре восемнадцать, не считая фотографа.
Над монументом для главной площади советской Йошкар-Олы работали в паре прославленные мастера советской монументальной архитектурной школы – архитектор Игорь Рожин и скульптор Матвей Манизер. В их исполнении Ильич никуда не тянется своей непомерно длинной правой рукой – просто скромно стоит на пьедестале.
Если бы Ленин повернулся направо, он увидел бы конструктивистских мотивов здание Дома Советов, ныне занятое юрфаком МарГУ – главного из трёх вузов Марий Эл. Памятник перед зданием посвящён первому марийскому академику Мосолову.
Здесь же, у стены университета, сидит кто бы вы думали? – Йошкин кот собственной персоной! Он съел селёдку и теперь отдыхает после обеда. =)
Установкой памятника йошкину коту, с которым на утренней прогулке поочерёдно сфотографировались едва ли не все участники нашей группы, местные жители оригинально обыграли название своего города – единственного в России, начинающегося на букву «Й». Кстати, «Йошкар-ола» буквально означает «красный город», то есть красивый.
Гербом красного города является изображение серебряного лося с золотыми рогами и копытами. Лось как символ благородства и силы впервые появился на гербе Йошкар-Олы во времена Екатерины Великой, но, поскольку животное некоторое время изображалось на геральдическом щите без рогов, его стали принимать за лосиху. В 2011 году город вернул себе исторический герб, но на здании горадминистрации мы по-прежнему видим старое изображение герба с безрогим лосем.
На соседнем здании Правительства республики мы видим также устаревший герб Марий Эл – красный марийский крест в золотом поле. Новым гербом Марий Эл с 2011 года стал медведь с золотыми когтями и зубами, держащий меч. В левой лапе медведя – лазоревый щит с изображением всё того же марийского креста.
Интересно, что рядом с Домом Правительства пять лет назад была выстроена новая кирпичная Успенская церковь, ознаменовавшая шестидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Йошкар-олинский храм Успения Богородицы, возведённый рядом с республиканским центром власти, определённо соотносится с Успенским храмом в Москве, на протяжении веков бывшим главным местом государственных церемоний и самым значимым собором всей России.
Архитектура новой Успенской церкви – кирпичное строительство с оттенком русского и ориентального стилей, яркие цвета куполов и крыш – характерна для всей Йошкар-Олы начала XXI века. Невзрачные советские здания в центре города массово сносятся, уступая место архитектурным шедеврам современности. На наших глазах заканчивался снос старой гостиницы «Йошкар-Ола» – она была главной в городе. На её месте также будут построены новые красивые здания.
Новым центром современной Йошкар-Олы стала площадь Оболенского-Ноготкова, открытая ровно за четыре года до нашего приезда. Фактически, целый городской квартал был снесён и отстроен заново в венецианском стиле. В новых зданиях разместились Национальная художественная галерея Марий Эл, административные помещения и торговый комплекс. Надо сказать, это один из самых аккуратных торговых комплексов, которые нам встречались в России. Центр площади, как и положено, украшает памятник: на коне мы видим фигуру воеводы Ивана Оболенского-Ноготкова – основателя Йошкар-Олы.
Сбоку от воеводы примостилась местная Царь-пушка: похоже, амбиции городского и республиканского правительства простираются гораздо дальше границ Марий Эл – так ведь и до своего Кремля недалеко!
Наша утренняя прогулка прерывается в десять часов: пора направляться в Национальный музей Марий Эл, чтобы услышать много интересного о марийской девушке по имени Айна и о том, какие события окружали её в течение всей жизни от рождения до старости. Экскурсия по музею в самом деле была очень увлекательная.
Вот и сама Айна – в роли ткачихи за станком в марийской избе.
А вот она же идёт с корзинкой грибов, про которые нам подробно рассказывают. Хотелось бы похвалить музейных работников за организацию хорошей, наглядной экспозиции. Этой наглядности очень не хватало музеям восьмидесятых и девяностых.
Национальный музей Марий Эл рассказывает о природе марийского края, о его жителях, об их культуре, обрядах, традициях. Для тех, кто в Марий Эл приехал впервые, наиболее любопытно было узнать, что республика фактически оказалась разделена Волгой на две независимые части. Одну населяют горные мари, другую – луговые. Единства у жителей Марий Эл нет даже в языке: горномарийский и лугово-восточный марийский – это два разных, самостоятельных финно-угорских языка страны марийцев («Эл» означает «страна»).
Есть в музее зал, посвящённый Йошкар-Оле. Наиболее заметный его экспонат – это макет Царёвококшайска в период XVII века. Предшественник современной Йошкар-Олы, Царёв город на реке Кокшаге был основан воеводой Иваном Оболенским по приказу царя Фёдора Иоанновича в 1584 году. Царское название не угодило большевикам, захватившим власть после Октябрьской революции, и в 1919 году город был переименован в Краснококшайск. Марийское национальное название Йошкар-Ола получила 25 января 1928 года.
При Советах старая Йошкар-Ола была почти полностью разрушена, причём разрушена так основательно, что из зданий более ранних эпох, представляющих хоть какую-нибудь историческую ценность, осталось не больше пары-тройки дюжин на весь город. Места купеческих и дворянских построек заняли советские многоэтажки. Они перемежаются культурными объектами, последние из которых строились уже на закате советской власти. К числу последних можно отнести Республиканский театр кукол, стоящий на набережной Малой Кокшаги (обратите внимание на вывески трёх спектаклей над входом).
Место монастырского женского училища, построенного в девятнадцатом веке и снесённого в двадцатом, в XXI столетии занял новый православный центр. Когда-то на этом месте стоял Входоиерусалимский храм Богородице-Сергиевского женского монастыря, вместе с остальными монастырскими строениями взорванный большевиками в тридцатых годах. Всё, что осталось от крупного монастырского комплекса – несколько деревянных жилых домов.
Старые деревянные постройки, чудом сохранившиеся в центре Йошкар-Олы, стоят в тени новых многоквартирных краснокирпичных домов с зелёными крышами. Так происходит во всех центральных кварталах города. Представьте себе типовой йошкар-олинский дом образца 2011 года: на первом этаже – магазины, на втором и третьем – жилые квартиры. Вечером йошкар-олинская бабушка выходит на балкон полить цветочки и при этом смотрит на … кремлёвские башни!
Знакомьтесь: Благовещенская башня, построена летом 2011 года, сфотографирована осенью того же года. Высота новой достопримечательности Йошкар-Олы – пятьдесят пять метров, диаметр кремлёвских курантов – три с половиной метра.
Наши участники специально ходили ночью слушать, как звонят башенные куранты и подтвердили: точно как в Москве. Теперь йошкар-олинцам незачем ехать встречать Новый год на Красной площади, достаточно приехать в центр города на троллейбусе и насладиться башенным боем московского образца. Жители Санкт-Петербурга, кстати, тоже должны выразить некоторое удивление по поводу того, что храм позади кремлёвской башни определённо напоминает одно из строений Северной Венеции (подсказка: рядом с Михайловским садом, на берегу канала Грибоедова). Но это ещё цветочки: говорят, в Йошкар-Оле скоро появится ещё не одна новая достопримечательность – и все они, видимо, будут знакомы приезжим из разных городов России.
Когда-то самым древним каменным храмом Царёвококшайска была Троицкая церковь, построенная в 1736 году, во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Типичный памятник русского зодчества XVII века в XXI столетии обрёл совершенно иные формы – весь комплекс воссоздавался с нуля, на пустом месте, с 1995 года.
Для приезжего человека всё это выглядит, откровенно говоря, просто удивительно! Город, лишившийся в советскую эпоху почти всех церквей, сегодня строит один храм за другим – и не маленькие скромные церкви в новых окраинных районах, а огромные кирпичные соборы, притом в самом центре города! Архитектуру многие назовут спорной, но несомненно одно: она современная, запоминающаяся и при том не похожая на храмовую архитектуру ни одного другого города России!
Мы выходим из ворот Троицкой церкви и шагаем дальше по улице к площади Революции. Шаг невольно замедляется – вместо площади перед нами… воссозданный с нуля Царевококшайский кремль!
Знакомьтесь: Царёвококшайский кремль построен в Йошкар-Оле в 2009 году и является самым новым кремлём на территории России. В архитектуру кремля заложены все приёмы зодчества, которые архитекторы смогли подглядеть в других кремлях постсоветского пространства. Территория нового кремля пока пустынна, но это дело временное: йошкар-олинские архитекторы уже заканчивают разработку объёмно-планировочных решений зданий, которые будут достойно смотреться на фоне стен и башен этой, с позволения сказать, «крепости». Один будущий памятник архитектуры, кстати, уже строится – он остался правее за кадром.
К востоку от кремля построен новый златоглавый Воскресенский собор. Он освящён в 2010 году, и с тех пор в храме совершаются регулярные богослужения. «Памятник архитектуры» повторяет черты елизаветинского собора, который являлся главным храмом города и всего уезда. Классический восьмерик на четверике, сферический барабан с куполом и главкой – всё традиционно, но всё-таки что-то здесь не то… Может быть, пластиковые стеклопакеты?
Собор воссоздавался в течение десяти лет, чтобы вновь стать центральным городским храмом. Пятьсот восемь дворов числилось в воскресенском приходе в начале XX века. Интересно, сколько прихожан молятся здесь спустя сто лет?
Воскресенский собор в Йошкар-Оле имеет, по образу разрушенного здания, три придела. Справа на фотографии – придел в честь покрова Пресвятой Боговородицы, слева – придел священномученика Феодора. Также во имя Фёдора стоит памятник за зданием собора – на постаменте мы видим царя Фёдора Иоанновича, по указу которого на берегу Кокшаги был поставлен острог, давший начало новому городу. Фёдор Иоаннович вместе с нами смотрит на берег Кокшаги, примерно на то место, где стоял первый городской кремль.
Памятник Фёдору Иоанновичу, открытый ровно за два года до нашего приезда, стал первым памятником российским царям в Республике Марий Эл и, по всей видимости, первым в России монументом последнему из московских царей династии Рюриковичей.
Набережная реки Малой Кокшаги претендует на то, чтобы стать основной пешеходной зоной новой Йошкар-Олы. Взгляд в одну сторону ловит «классический» пейзаж, характерный для старых городов Центральной России…
… Взгляд в другую сторону – отголоски чужеземной голландской архитектуры. Похоже, в число городов, где черпали вдохновение проектировщики, входили Амстердам и Брюгге. Новую набережную так честно и назвали – набережная Брюгге.
Если мы приглядимся, мы увидим, что на набережной Брюгге заканчивается строительство новой башни Московского Кремля. Вот, смотрите, шестеро рабочих укладывают кирпичи в четвёртом ярусе постройки. Наверное, даже Московский Кремль не возводился так быстро, как строится йошкар-олинский! К почти готовой башне примыкает здание с явным налётом ориентального стиля – это новый Дворец бракосочетаний. По Театральному мосту молодожёны смогут легко и непринуждённо перейти от ЗАГСа к собору, чтобы обвенчаться – очень предусмотрительное решение.
Кипит в Йошкар-Оле и строительство нового административно-торгового центра – к нему уже переброшен пешеходный мост от Воскресенского храма. Справа от него мы видим строящееся новое здание театра кукол, выходящее на почти законченную Патриаршую площадь с памятником Алексию II. По секрету говоря, ко дню нашего приезда, пятого ноября, мост к площади должны были открыть, но у входа на почти законченный мост мы встретили табличку «Проход запрещён»: финальные отделочные работы ещё велись.
К концу 2011 года Воскресенская набережная уже была застроена парадными зданиями, сочетающими обаяние ориентальных узоров и традиций кирпичного зодчества. Облицовка торжественным белым и зелёным мрамором придаёт новым домам особое великолепие. И не беда, что отделочные материалы входят в диссонанс с деревянной будкой у въезда и грязной «Нивой» во дворе – то, что сделали архитекторы с Йошкар-Олой за последние десять лет – просто удивительно и не поддаётся никакому описанию.
Разбираться в перипетиях судьбы Йошкар-Олы и таинствах архитектурной мысли проектировщиков мы направились в Йошкар-олинский краеведческий музей. Он, что уже никого не удивляло, представлял собой обновлённое уютное здание с мраморными полами и современными стендами. Начали мы с герба и гимна города…
…а затем перешли к характеристике уездной торговли Царёвококшайска. Торговали, говорят, много, и наверняка много обсчитывали!
С конца XIX века в городе было развито страховое дело.
Дореволюционный Царёвококшайск был крупным грузовым и пассажирским транспортным центром. Лошади с земскими экипажами отправлялись по Царёвококшайскому тракту в соседнюю Казань каждый день с часовыми остановками в Озерках и Никольском и трёхчасовой техстоянкой в Кундыше. Путешествие длиной в сутки стоило тридцать рублей. В наши дни дизель-поезд из Йошкар-Олы в Казань идёт в семь раз быстрее и стоит в семь раз дороже.
Экспозиция краеведческого музея показалась нам очень интересной, но не до конца упорядоченной по разделам. Национальным куклам было бы веселее в Национальном музее Марий Эл, где о них мы уже успели услышать много интересного утром. Тем не менее, нашлось что почерпнуть нового о головных уборах марийцев и во второй раз.
Под конец обзорной экскурсии по музею стало немного обидно за местных жителей: республика вложила столько денег на развитие музеев, и выглядят они очень достойно, а принимают, получается, почти исключительно приезжих. Выходит, местные знают о своём городе, в котором они родились и живут, меньше чем мы – путешественники, приехавшие в Йошкар-Олу всего на сутки. Мы же за один день успели узнать очень много о Марий Эл!
Выйдя из музея, мы продолжили нашу обзорную экскурсию по Йошкар-Оле, обратив взор на городские здания царёвококшайского периода. Вот стоит на углу Вознесенская церковь, иначе называемая «Воздвижение», так как в этих местах располагалась старая Воздвиженская слобода. Молитву первых прихожан барочный Вознесенский храм, построенный на средства зажиточного купца Пчелина, услышал в 1756 году. Здание церкви удивительным сохранилось с XVIII века и сейчас является старейшим сооружением Йошкар-Олы, с нуля была отстроена только колокольня. Получается, что теперь, после строительства у Малой Кокшаги нового Вознесенского собора, практически по соседству стоят в Йошкар-Оле два храма, посвящённых одному празднику Вознесения Господня, при этом один из них – самый старый в городе, второй – самый новый.
Старейшей городской церкви составляет достойную пару старейший городской особняк, который, как и храм, датируется 1756 годом. Это домовладение купца первой гильдии Ивана Андреевича Пчелина – представителя крупнейшей династии царёвококшайских купцов, разбогатевших на промышленной деятельности и ростовщичестве. Пчелин содержал лесопильные и мукомольные мельницы, торговал хмелем и вином, занимался выделкой юфти. Большую популярность в Царёвококшайске приобрел названный по имени купца-богача «Ванькин праздник». Даже через полтора века в Царевококшайске ходили легенды о празднике в день Вознесения, когда Пчелин выставлял на городскую площадь бочки с вином для гуляющего народа.
Другие старые особняки Йошкар-Олы мы находим около Царёвококшайского кремля. Прямо на западные ворота кремля выходит дом купца Наумова конца XIX века – двухэтажное полукаменное здание с высокими окнами и великолепными резными наличниками. В этом доме 7 ноября 1920 года была провозглашена присланная из Москвы телеграмма об образовании Марийской автономной области. Декрет о создании автономной области был подписан 4 ноября – теперь к этой дате приурочены все торжественные события в республике.
Рядом, через улицу, стоит дом купца Булыгина, построенный по образцовому классицистскому проекту с четырёхколонным портиком коринфского ордера. В годы революции от владельцев общества «Булыгин и сын» здание перешло Военно-революционному совету, затем военкомату, исполкому и, наконец, структурам ГПУ – НКВД. В тридцатые годы именно это здание стало последним пристанищем всей марийской интеллигенции: в подвалах дома держали политзаключённых, и там же их расстреливали, заглушая звук музыкой из громкоговорителей. Одним из тех, кто вошёл в этот дом и не вернулся, был основоположник марийской литературы, драматург и автор первого стихотворения на марийском языке Сергей Григорьевич Чавайн.
Сегодня именем Чавайна назван центральный пешеходный бульвар Йошкар-Олы, здесь же стоит памятник поэту и драматургу. Долгие годы на постаменте значились другие годы жизни Чавайна, с 1888 по 1942: то ли советский режим пытался скрыть гибель самого выдающегося представителя марийской культуры в застенках НКВД, то ли это была просто случайная ошибка.
На бульваре Чавайна стоят лавочки для отдыха и фонтаны, которые в 2011 году проработали рекордно долгое время: до ночи с четвёртого на пятое ноября. Утром пятого ударили заморозки, и вода замёрзла.
А накануне вечером, четвёртого ноября, это же место выглядело вот так. Вы помните, чтобы в Москве фонтаны когда-нибудь работали в ноябре?
Бульвар Чавайна приводит нас к Центральному парку культуры и отдыха имени XXX-летия ВЛКСМ. Парк на деле представляет собой бывший дендрологический сад университета, преобразованный в ранние советские годы из дореволюционного кладбища. Несмотря на этот факт, место симпатичное.
Один из монументов в парке – скульптурная композиция «Дерево жизни»: мальчик, мужчина и старец, стоящие спиной к дереву, играют на национальных марийских инструментах. Дерево в центре скульптуры – символ жизни и преемственности поколений народов Марий Эл.
Погуляв немножко по парку, мы спешим вернуться к площади Оболенского-Ноготкова: в два часа будут бить марийские куранты, и нам нужно успеть к этому событию. Оставшиеся до центральной площади кварталы проходим быстро, задерживаясь ненадолго лишь у здания Национальной библиотеки Марий Эл. Комплекс из трёх зданий трёх эпох содержит фонды в миллион с четвертью изданий, преимущественно на русском и марийском языке. Крупнейший библиотечный комплекс республики, разумеется, носит имя прославленного Сергея Чавайна.
В одном квартале перед центральной площадью – её оборотная сторона: городской рынок, где нам предлагают носки по сто рублей и много другой всячины. Но на толкучку нам не надо – мы идём к площади.
Вроде бы успели! – На часах без пяти два, и есть ещё целых четыре минуты на групповое фото и обмен впечатлениями от прогулки по Йошкар-Оле. Оставшаяся минута – на разворачивание фотоаппаратуры и приготовление к действу! Мы делаем небольшой рассказ о том, что сечас предстоит увидеть: самые точные в республике часы покажут небольшой спектакль, олицетворяющий приход христианской веры на языческую марийскую землю.
И вот – два часа! На здании Художественной галереи начинают бить куранты, из верхнего левого окошка показывается на минутку икона Богородицы, а за ней неспешно выезжает ослик с образом Богоматери. Зеваки на площади, в том числе один свадебный кортеж, случайные прохожие и мы – восемнадцать московских туристов – фотографируют процесс или снимают его на видео. Наконец, ослик заезжает в правые воротца, и часы умолкают. Наша экскурсия закончена – мы успели осмотреть всё, что хотели и можем честно идти обедать в гостиницу.
После обеда – свободное время, которое каждый провёл по-своему. Кто-то отдыхал в номере и собирал вещи, кто-то направился в бассейн, другие прогуливались по городу и успели ещё что-то сфотографировать, недавно отстроенный Водный дворец, например.
Когда вечерело, собрались на вокзал. Железнодорожная линия в Йошкар-Олу идёт немагистральная, движения здесь немного, поэтому и площадь перед вокзалом пустынна.
Само здание вокзала, как и в Чебоксарах, аккуратное, а территория перед ним чистая. Лицо города выглядит достойно.
Оживляет пустынную картину ещё один современный памятник, также открытый ровно два года назад: Йыван Кырла (по-русски – Кирилл Иванов), оседлав дрезину, задорно машет нам рукой. Старшее поколение экскурсантов, даже несмотря на оторванную табличку, уверенно узнаёт образ любимого вожака беспризорников Мустафы из бессмертного фильма «Путёвка в жизнь». Интересно, как пропала табличка с памятника… Вот уж точно, ловкость рук и никакого мошенства!
Вслед за Мустафой мы решаем оседлать своё транспортное средство и садимся в дизель-поезд, который повезёт нас в Казань – навстречу третьей республике, третьему за поездку Национальному музею и приключениям третьего дня. Поехали!
Источники:
Оригинал статьи (http://ivan-da-maria.org/2012/01/cheboksary-yoshkar-ola-kazan-3/)
Эта статья относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».